Наши публикации 

«Золотой» Будда

Особенностью предметов Востока является сложный декор, при том, что все его элементы информативны и логически увязаны друг с другом. При расшифровке используемых в декоре символов, предмет становится «говорящим», позволяет определить его назначение, увидеть как с помощью символов рука древнего мастера доносит до нас легенды и мифы Китая, Индии, Японии.

Знакомство с предметами коллекции «Востока» начнем с самого большого экспоната — это бронзовая в позолоте скульптура Будды представляет Учителя, сидящем в позе лотоса на лотосовом троне. И поза, и изображение цветов лотоса на боковых поверхностях трона, в данном случае символизирует просветление. Имя Будды определить не представляется возможным. Это может быть изображения Будды Шакьямуни (Пробужденный, Просветленный) — основателя буддизма, представителя царского рода племени шакьев в Северной Индии. Ее, казалось бы можно определить как образ «Победителя Мары» («Маравиджая»), что восходит к традициям изобразительного искусства северо-восточной Индии ХIIв., но, к сожалению статуя повреждена. На туловище есть следы от пуль и утрачена кисть левой руки. Нам неизвестно в каком жесте она была сложена. Это может быть и Будда Акшобхья — Непоколебимый, Неизменный, Невозмутимый, Неволнующийся — один из пяти дхьяни — Будд, монах, давший обет практиковать, пока не достигнет просветления Будды. Жест правой руки одинаков у обоих и означает касание земли — призыв земли засвидетельствовать победу Будды над Марой, воплощением Зла. Лицо монголоидное, одет в монашескую одежду с открытым правым плечом, полы одежды орнаментированы. Статуя возможно выполнена в Монголии в 19 веке (долоннорская школа создания металлических образцов).


Возврат к списку