Многим известно, что долгое время Чехов сотрудничал в юмористических журналах и начинал творческий путь как писатель-юморист.
Вместе с тем, многие посетители музея "Домик Чехова" с интересом узнают, что будущий писатель рос в патриархальной семье, где законодателем строгого семейного уклада был взыскательный отец.
Тем не менее, сыновья Павла Егоровича и Евгении Яковлевны были смешливыми подростками, любили подшутить над родственниками, друзьями и знакомыми.
Посетившие экскурсию "Братья-насмешники" таганрожцы и гости города узнали о проделках троицы гимназистов - Саши, Коли и Антоши, - раннее детство которых прошло в домике на Полицейской улице.
«Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину» (А.П. Чехов)
С 27 марта по 2 апреля 2023 г. культурно-образовательный отдел ТГЛИАМЗ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках грантового проекта «ВАМ ПИСЬМО!» провёл для школьников из Ростовской области 7 экскурсий по Литературному музею А. П. Чехова и музеям «Лавка Чеховых» и «Домик Чехова».
Ежегодно через чеховские музеи Таганрога проходит множество туристов из разных стран. Казалось бы, это вполне объяснимо: Чехов – личность культовая. Но лишь для старшего поколения. А как же школьники?
Заводить разговор о месте Чехова в школьной программе непросто: большинство ребят либо вообще незнакомо с творчеством писателя, либо не понимает его, а потому и не любит. Почему так происходит? Наше мнение – человеку нужен человек! Современные подростки изучают мир не по книгам и не по музейным экспонатам. Даже в сверхтехнологичное время все опираются на авторитеты, на лидеров мнений. То есть на людей. Заводя разговор о человеке и писателе Чехове, необходимо сделать акцент на человеке. Уйти от культа, от холодного и непонятного статуса «КЛАССИК».
Главная задача учителя литературы в ХХI веке – оживить Чехова для детей. Задача экскурсовода – помочь учителю. Это долгий и кропотливый труд, зато благодарный. Увлечётся один, подтянутся и другие.
В ходе экскурсий мы стараемся опираться на роль семьи в жизни Чехова. Антон Павлович и его близкие рано поняли: успех даётся недёшево. Пример трудолюбия и целеустремлённости реальный, результаты очевидны. Есть чему поучиться и чему научить.
Ждём Вас в наших музеях!
Адрес: г.Таганрог, ул. Октябрьская, 9
Предварительная запись по телефону: 38-36-97 (культурно-образовательный отдел)
Ошибка 404
4 апреля — День web-мастера.
Дата этого праздника выбрана неслучайно: ее выбирали сами специалисты. Они стремились выбрать день, который будут хорошо запоминать пользователи и им в голову пришла мысль о странице с ошибкой 404. Немного магии и цифра 404 превратилась в дату 4.04, то есть 4 апреля.
Веб-мастер, или «управляющий» сайтом, — это человек, занимающийся разработкой веб-сайтов или приложений для Интернета. Эта профессия появилась в 1990-х годах — в век развития интернета.
Во времена, когда интернет только появился веб-мастер с легкостью мог писать интернет-сайты в одиночку, но с развитием интернета и появлением новых языков веб-программирования, это стало практически невозможно. Поэтому появилось множество узконаправленных специалистов, которых сейчас можно назвать одним словом веб-мастер.
С развитием Интернета и появлением более крупных сайтов технологии их разработки усовершенствовались, что привело к выделению специализаций веб-мастеров в разные профессии.
Интересный факт -в отличие от русского языка, где не существует женской формы названия этой профессии, в английском языке веб-мастеров женского пола иногда называют «веб-мистресс» (англ. webmistress), однако широкого распространения эта форма не получила.
«Не слушайте ртом и не говорите ухом!»
3 апреля – День рождения мобильного телефона.
Именно 3 апреля 1973 года инженер корпорации Motorola Мартин Купер, впервые испытал свое изобретение позвонил по первому в мире сотовому телефону одному из своих коллег. В Россию же первый мобильные телефон попал только спустя 18 лет и 9 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге был совершён первый в истории нашей страны звонок по мобильному телефону.
Но давайте вспомним, как же люди поддерживали связь на расстоянии до этого события? Конечно, они пользовались стационарными телефонами, которые появились задолго до мобильных.
В 1901 году Николай Бугров, русский купец, установил телефонный аппарат в своем нижегородском рабочем кабинете.
Писатель Максим Горький вспоминал, как Николай Александрович с рассказывал: «Как, вы думаете, как такой новинке, как телефоны, относятся мужики? Есть у меня один работник, грамотный парень, но прежде чем взять телефонную трубку, крестится и после моет руки с мылом».
Первые телефоны были громоздки, не имели ни диска, ни кнопок. Говорить приходилось в круглую воронку, а ухо прикладывать к трубке. Телефон был настолько необычен для первых пользователей, что появилась даже специальная инструкция: «Не слушайте ртом и не говорите ухом!».
В конце XIX века в России началось массовое строительство телефонных станций. Первые телефонные линии прокладывали наиболее дешевым и быстрым способом – по крышам домов из-за чего во время грозы абонентов могла ударить молния.
Сегодня телефонная связь стала массовым явлением. Телефон перестал быть необычным и опасным технологическим изобретением, а стал необходимым и стильным атрибутом времени.
Пусть говорит книга!
2 апреля - Международный день детской книги.
Книга-наш верный друг, который учит новому, отправляя в удивительный мир увлекательных путешествий.
В детской литературе есть немало писателей, которые взялись за перо в силу сложных жизненных обстоятельств, когда были лишены возможности «просто жить».
Иван Дмитриевич Василенко, известный донской писатель, лауреат сталинской премии, таганрожец, начал писать только после 40 лет, когда тяжелая болезнь уложила его в постель. Так появились известные повести о простом парнишке, сыне сапожника – Артемке Загоруйко: «Волшебная шкатулка», «Артемка в цирке», «Артемка у гимназистов», «Заколдованный спектакль», «Золотые туфельки».
А написанная во время войны повесть «Звездочка» наглядно рассказала о мальчишках-ремесленниках, которые самоотверженно работали в тылу для фронта и победы.
И.Д. Василенко неизменно оставался оптимистом, а его герои всегда находили выход из любой трудной ситуации.
Века пройдут, года растают,
И благодарные потомки
С любовью книги прочитают
О дружбе, цирке и Артемке!
Почему «день смеха» называют пернатым?
1 апреля - «Всемирный день смеха» и «Международный день птиц» Дата проведения этих праздников выбрана неслучайно. Они связаны с наступлением весны. День смеха восходит к обычаю проводов зимы, а так же к культу древнегреческого бога смеха Гелоса.
Так же именно в это время начинается возвращение птиц с зимовки домой. Пернатые меняют окрас, очаровывают нас своим чудесным пением, а порой совершают просто невероятные брачные ритуалы, похожие на своеобразные танцы с прыжками и поклонами и гимнастические трюки.
Каждый отдельный вид имеет свои традиции ухаживания за противоположным полом, включающие в себя прихорашивание, флирт, и представление себя во всей красе.
Увидеть невероятные таланты птиц вне дикой природы можно на арене цирка, где опытные дрессировщики демонстрируют трюки, основанные на природных умениях пернатых, связанными с брачными ритуалами, защитой птенцов или выстраиванием коммуникаций с другими птицами.
К примеру, у знаменитого дрессировщика Анатолия Анатолиевича Дурова журавли не только показывали свои «необыкновенные па», но и «читали» книги, переворачивая клювом страницы.
Что касается смеха, то тут Дуровым не было равных, ведь именно они первыми стали сопровождать выступления с животными и птицами мастерской клоунадой.
«На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький» (Р. Рождественский)
А.П. Чехов был полон внимания к личности того, на кого мало кто обращал внимания. Образ «маленького человека» понимался автором по-разному: он мог быть таковым по своему положению в обществе или мелким человеком внутренне. Но, как и другие, достоин внимания, сочувствия и поддержки.
Так, герой знаменитого рассказа «Человек в футляре» предстаёт в образе «футлярной личности». Преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывал себя от людей. «…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний...»
Другие версии «маленьких героев» представлены в рассказах «Крыжовник» и «О любви». В первом Николай Иванович, служащий в Казенной палате, всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.
Мимо своего счастья прошел и помещик Алехин из рассказа «О любви». Его тяжёлая однообразная жизнь казалось озарилась сильным искренним чувством. Но из-за сомнений и нерешительности, страха разрушить чужую семью, Алёхин так и не признался в любви, сделав всех несчастными.
Такие чеховские истории актуальны и в наши дни. С 13 февраля по 15 марта 2023 года учащиеся из Ростовской области принимали активное участие в онлайн-конкурсе чтецов «Три слова о маленьком человеке» по произведениям А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», приуроченном к 125-летию трилогии. Жюри было прослушано 12 работ, которые отличились интересной игрой и разной формой прочтения материала.
Так, 28 марта в Актовом зале Литературного музея А.П. Чехова состоялось торжественное награждение сотрудниками культурно-образовательного отдела Таганрогского музея-заповедника конкурсантов, работы которых отличились высоким уровнем исполнения.
Призёрами стали:
- Остапенко Елизавета, ученица МАОУ СОШ №37 г. Таганрога
-Киосак София Вадимовна, ученица МОБУ СОШ №34 г. Таганрога
- Смрчек Анастасия Эдуардовна, артистка МБУ ДО ЦВР, Детского театра музыкальных миниатюр «Эксперимент»
Выражаем большую благодарность всем участникам конкурса. До новых встреч!
28 марта в музее «Лавка Чеховых» собрались студенты Авиационного колледжа, чтобы принять участие в театральной гостиной, посвящённой Международному дню театра.
Мемориальная гостиная музея – это первая сцена будущего великого драматурга. Именно здесь юный Антон Чехов впервые попробовал себя в роли режиссёра, сценариста и актёра, устраивая для родных и знакомых любительские спектакли.
Гости музея увидели инсценированные рассказы Чехова «Гость», «Драма», «Репетитор», которые руководитель театрального отделения Таганрогской школы искусств И С. Савченко и её воспитанники представили, как интересный спектакль под названием «Таганрогские истории». Поход в музей по Пушкинской карте сделал просмотр спектакля особенно приятным для наших гостей.