Наши публикации 

Курильница «Карасиси Фо». XIX век. Китай

В коллекции «Востока» особое место занимают курильницы. Эти сосуды используются человеком с древнейших времен при проведении очистительного обряда, который и сегодня присутствует во всех мировых религиях. На территории нашего края они встречаются уже в захоронениях эпохи энеолита и бронзового века ( 3-2 тысячелетия до нашей эры). В музейной коллекции «Востока» курильницы поражают разнообразием форм, техникой изготовления и обилием декора. В экспозиции историко-краеведческого музея представлены несколько необычных по форме курильниц. Для непосвященного посетителя — это декоративные статуэтки. Две из них изображают мифических животных, напоминающих одновременно и льва, и собаку с угрожающе оскаленной пастью.

Курильницы парные, выполнены из тонированной бронзы высотой 25 см, длинной 23см. Китай ХIX в. Предмет состоит из двух частей: тулово и съемная голова. Голова и тулово полые, резервуар служил для помещения благовоний. От долгого пользования, внутренняя поверхность курильниц покрыта слоем окаменелого пепла. Голова крепится к туловищу животного с помощью штыря. При поджигании благовоний, дым выходил из оскаленной пасти зверя.

В Китае лев не является настоящим обитателем и потому не фигурируют в раннем китайском искусстве. Его стилизованное изображение появилось с распространением в Китае буддизма.

В китайской мифологии это животное известно под именем Карасиси Фо (китайский лев), Шиши, Ши Цзы; в корейской — Комаину (корейская собака). Их еще называют небесными львами Будды. По китайской легенде — лев является девятым сыном Дракона, олицетворяющем надежного стража. Скульптуры с изображением Шиши принято ставить перед храмами, как стража от злых духов. Из Китая этот образ пришел в Японию и получил повсеместное распространение в конце 16 века в период Момояма (борьба за объединения страны, распространение синтоизма в буддизме). Изваяния устанавливали перед синтоистскими и буддистскими храмами, иногда и перед гробницами. Образ собаки-льва получил широкое распространение в дальневосточной культуре.

Изображение Шиши встречается, как с закрытой, так и открытой пастью. Открытая пасть символизирует отпугивание злых духов, закрытая - удерживание добрых.

Но здесь заключено еще одно значение: первая буква санскрита — символ открытого рта, последняя — закрытого, комбинация их означает рождение и смерть. Часто Шиши изображают с шаром Тама в лапах — символ мудрости, в нем заключена энергия для великих свершений. Китайский лев так же способствует приобретению богатства и знатности, является покровителем детей и беременных женщин, по этому его изображение наносят на живот женщины, ожидающей потомства.

Об особом почитании культа Ши Цзы в Китае говорит построенный в 12 веке мост Лугоуцяо («Луна над Лугоу на рассвете» или «Мост над соловьиной пропастью») над рекой Юндинхэ в Пекине, который украшают 485 его скульптурных изображений. Это самый известный мост в Азии. Впервые его описал европейский путешественник и купец Марко Поло в 1276 году.


Возврат к списку