История музейного предмета из коллекции «Ткани».
Вышивка – издревле была на Руси одним из самых любимых и распространенных видов народного творчества. Каждая женщина должна была владеть этим умением. Искусству вышивания девочек начинали обучать с раннего детства. Вышивали одежду и предметы быта (постельные принадлежности, скатерти, занавески).
Особняком в этом ряду стоят рушники. Они имели не столько утилитарное значение, сколько являлись незаменимым атрибутом многих обрядов: свадебного, родильного, поминального, служа своеобразными оберегами, то есть сопровождали человека с рождения и до смерти. Вышивка на рушниках имела много символов и скрытого смысла, восходящего к древним славянским традициям, связанным с культом плодородия и культом предков.
Именно рушники и составляют основу нашей коллекции «Вышивка Северо-Восточного Приазовья».
Коллекция рушников в фонде «Ткани» одна из самых многочисленных – свыше 150 единиц хранения. Начало ее комплектования было положено в 20-е годы прошлого века. Большинство предметов собрано во время историко-бытовых экспедиций по окрестным селам. Хронологические рамки коллекции – первая половина XIX века – 70-е годы XX века.
Техника вышивания, сюжеты и мотивы вышивки весьма разнообразны. Это обусловлено историей нашего края.
В начале 70-х годов ХVIII века, после заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнарджийского мирного договора, Россия превратилась в Черноморскую державу и развернула энергичное заселение и активное освоение обширных пространств плодородных приазовских степей. В результате миграционной политики Екатерины II стал складываться определенный этнический образ города и его окрестностей: это донские казаки, украинские семьи, расселение которых было оформлено указом от 24 мая 1779 года, албанцы, греки, армяне, выходцы из средней полосы России.
Компактное проживание народов с разными культурными традициями способствовало взаимопроникновению обрядов и обычаев и повлияло на развитие народного декоративно-прикладного искусства, в том числе и на вышивку. Мастерицы-вышивальщицы учились друг у друга, заимствовали техники, стили.
Рушники в нашей коллекции украшены вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевами, выполненными в разных техниках, тесьмой.
Большинство рушников вышиты
крестом. Крест всегда рассматривался нашими предками, как оберег, защищающий от злых сил. Для вышивания использовались в основном нитки красного и черного цвета. Ряд рушников вышит
гладью. Присутствует также
строчевая вышивка,
шитье белым по белому. Кружево выполнено в разных техниках. Это и
игольное кружево очень тонкой работы, и
кружево, связанное крючком, и
машинное кружево. Орнаменты вышивки тоже весьма разнообразны: растительные, геометрические, геометризованные, орнаменты с изображением животных.
Особый интерес представляют сюжетные рушники, такие как «Пляска» и «Пахарь».
Материал подготовили хранители отдела фондов Таганрогского музея-заповедника С.П.Тартанова и И.Б.Сидорова, телефон 61-14-76.