«Книга – великая вещь,
пока человек умеет ею пользоваться»
А. Блок
В коллекции «Редкая книга» Таганрогского музея-заповедника хранится небольшая библиотечка уникальных детских изданий. Они стоят чинно в ряд в крохотном шкафчике, изготовленном специально для этих 12 очаровательных книжечек. Маленького формата, всего лишь 10 см в высоту и 7,5 см в ширину, они поражают ещё и великолепным оформлением переплётов, украшенных тиснением и позолоченным заголовком. Тематика изданий разнообразна: сказки, рассказы о путешествиях, сборники рассказов и стихотворений о детях русских писателей и поэтов, две книжечки Эмиля Золя: «Карапузик» и «Из писем с мельницы».
Эти миниатюрные книги, появившиеся в печати в период с 1882 по 1899 годы, являются изданиями магазина «Детское воспитание». Хозяйкой и душой этого уютного заведения была жена известного русского издателя Анатолия Ивановича Мамонтова, старшего брата знаменитого промышленника Саввы Мамонтова. По инициативе Марии Александровны в 1873 году был открыт первый в России специализированный магазин с книжным отделом и библиотекой этого направления. Сохранились вспоминания племянницы хозяйки магазина: «Это был очаровательный магазин, чего-чего там не было! Сама М. А. там всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так все было там красиво, забавно, столько у неё было вкуса и фантазии».
В магазине «Детское воспитание» была подготовлена целая серия книг «Библиотека Крошка». Для удобства хранения были придуманы небольшие шкафчики, удобные и компактные. Через стеклянную дверцу можно было полюбоваться разноцветными корешкам миниатюрных изданий и прочесть их названия.
Миниатюрные книги известны ещё с самой глубокой древности. Известно, что в I веке н.э. уже существовала миниатюрная рукопись знаменитой поэмы Гомера «Илиада». Эта рукопись была выполнена на настолько маленьком и тонком листе пергамена, что его можно было поместить в ореховую скорлупу.
Самой первой печатной миниатюрной книгой в России считают «Святцы», которую напечатал на Московском печатном дворе в 1639 году Василий Бурцов.
В 30 годы XVIII века появляются миниатюрные придворные календари, распространявшиеся в близкой императорскому дому среде. С 1868 г. придворный календарь издается министерством двора. В нем, кроме общекалендарных сведений, помещался придворный штат и информация, необходимая для лиц, посещающих императорский двор, в частности в нём печатался и список кавалеров всех российских орденов.
Подлинного расцвета издательство миниатюрных книг в России достигает в конце ХIХ века. Первое массовое издание книг-малышек в мягких обложках было налажено «Южно–русским книгоиздательством Ф.А. Иогансона». Оно выпустило более 300 наименований книг размером от 55x73 мм до 60x80 мм. Тираж многих книг достигал 5000 экземпляров.
Однако гордостью отечественной полиграфии является книжечка «Басни» И.А. Крылова размером с почтовую марку (22х28мм), изданная в 1855 году Экспедицией заготовления государственных бумаг. Для ее набора специально отливался шрифт из серебра. Этот шедевр, по свидетельству его исполнителей, был задуман и выполнен «дабы выказать степень нашего совершенства».
В начале XX в. в Российской империи стало выходить гораздо больше мини-книг благодаря таким издателям, как М. Шольц, А. Суворин и многих других. Особенно много вышло книг с произведениями А.С. Пушкина.
Выпуск миниатюрных книг фотомеханическим способом организовал варшавский издатель М. Шольц. В 1898 г. к 100-летнему юбилею А. Мицкевича его издательством была выпущена книга стихов поэта размером 19х29 мм. Для подарочного варианта были изготовлены серебряные футляры (наряду с обычным футляром из жести) в виде брелока на цепочке, с увеличительным стеклом и застёжкой. К 100-летнему юбилею А.С. Пушкина там же в 1899 г. вышли две книги — «Евгений Онегин» и «Все поэмы Пушкина». Размер книги поэм 17х26 мм, 268 страниц.
Большинство миниатюрных книг — отнюдь не дешёвые сувениры. Это серьёзные образцы искусства книгоиздания, в создании которых используются как старинные технологии, так и последние технологические достижения. Миниатюрные книги сегодня издаются во многих странах мира и охватывают огромную тематическую область — от литературы до кулинарии, от истории до науки. И как ценно, что в коллекции Таганрогского музея-заповедника сохранились книги, демонстрирующие зарождение и развитие массового издания миниатюрных образцов книгопечатания. Книги из библиотеки «Крошка» всегда привлекают внимание посетителей нашего музея своим необычным видом, как образец совершенного искусства мастеров печати и переплёта.
Покатилова Е.Г. хранитель фондовой коллекции «Редкая книга»
В таганрогском Литературном музее А.П. Чехова есть зал, посвященный студенческим годам писателя. Это был период, когда все для него только начиналось: знакомство с Москвой, учеба в университете, сотрудничество с массой тонких журналов и, конечно же, появление новых знакомых. Некоторые из них становились друзьями на всю жизнь. Свидетельством такой дружбы является висящий в зале пейзаж кисти И.И. Левитана «Окрестности Бабкина».
Во второй половине 1879 года Николай Чехов познакомил своего брата Антона с соучеником по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Исааком Левитаном. Антон и Исаак были ровесниками, только первый из них родился 17(29) января, а второй — 18 (30) августа.
У них было много общего. Оба приехали из провинции. Нелегкая юность, когда приходилось самим зарабатывать себе на жизнь: Исаак рисовал с фотографий портреты, Антон репетиторствовал, печатал небольшие рассказы и «мелочишки и в тех же изданиях, добывал заказы для брата Николая и Левитана. Оба молодых человека были красивы и обаятельны. Чехов писал, что он приедет, «красивый как Левитан», и, даже придумал словечко «левитанистый». Оба любили русскую природу. Несмотря на трудную жизнь, оба были веселы, неистощимы на шутки и розыгрыши.
В то время многие пейзажисты предпочитали изображать яркие пейзажи в итальянском стиле, а не «неказистые» отечественные. Писатель П.П. Гнедич, хорошо знавший обоих друзей, так отзывался о них: « <Левитан> был по духу родственным художнику, но и русскому из русских – Антону Павловичу Чехову. Любовь ко всему чахлому, худосочному, золотушному у обоих этих художников была общей. Один раз Чехов сказал мне: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыносимой прелестью, что оторваться нельзя, все бы смотрел да смотрел» («Из прошлого»).
В 1885 году Левитан окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, несмотря на похвалы знаменитых учителей, среди которых были Перов и Саврасов, несмотря на малую серебряную медаль, звание художника Левитан так и не получил. Постарались недоброжелатели, которые не желали, чтобы живописец, не русский по происхождению, прославлял русскую природу. Он получил диплом «учителя рисования».
Долгожданного звания не было, денег тоже. Левитан поселился в маленькой деревушке Максимовке, в доме гончара. Неподалеку, в Бабкино, в имении помещиков Киселевых, проводили лето Чеховы. Антон Павлович знал, что Левитану свойственно при жизненных неудачах впадать в депрессию. Опасаясь этого, он пригласил друга пожить в Бабкино, и Левитан провел там три замечательных лета, в 1885 - 1887 гг. Киселевы отвели художнику маленький флигелек, стены которого вскоре от пола до потолка покрылись этюдами.
А.П. Чехов сообщал 8 июня 1886 года еще одному своему другу Ф.О. Шехтелю: «Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть возможность приехать в Бабкино. У нас великолепно, птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуху и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просит, чтобы его написал Левитан».
Чехов и Левитан, в окружении таких же творческих и жизнерадостных людей, дурачились и сочиняли смешные сценки и экспромты. Отец хозяйки имения, П. Бегичев, был директором Императорских театров. В доме можно было найти чалмы, бухарские халаты и многое другое, необходимое для шуточных постановок.
Михаил Чехов вспоминал: «Иногда Антон дурил. Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина».
Иногда Чехов устраивали суд: «купца» Левитана судили за «тайное винокурение», а мещанина Николая Чехова — за хулиганское поведение. В качестве прокурора выступал Антон Павлович, в шитом золотом мундире. Он говорил обвинительную речь, которая заставляла всех помирать от хохота.
Левитан веселился от души. Но иногда в самый разгар веселья он уходил к себе — работать. В Бабкино его часто охватывало вдохновение, и он писал этюд за этюдом. Один из них был подарен другу Антону.
Художник с радостью возвращался в полюбившиеся ему места. Он писал Чехову: «Я не дождусь минуты увидеть опять это поэтическое Бабкино, о нем все мои мечты».
Шли годы, с ними росла известность гениальных друзей. 21 апреля (3 мая) 1891 года Антон Павлович писал сестре Марии Павловне из Парижа: «Русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами <...> Левитан король». А в 1895 году назвал художника в записной книжке лучшим русским пейзажистом».
В 1898 году И.И. Левитану было присвоено звание академика живописи. Он стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое в свое время окончил. Но голодное детство, тяжелые переживания сделали свое дело. Последние годы Исаак Ильич страдал от болезни сердца.
22 июля (4 августа) 1900 года И.И. Левитан скончался, немного недожив до сорока лет. Он обрел последнее пристанище недалеко от могилы А.П. Чехова.
А солнечные осенние пейзажи художника и искрящиеся весельем рассказы писателя согревают души людей, и хочется верить, будут согревать еще на протяжении многих поколений
С.н.с. Алферьева А.Г.
«Тридевять земель обошел, на дне морском побывал,
а ничего нет краше земли родной!»
из кинофильма «Садко» 1952 г.
Сказочные персонажи – одна из любимых тем, множество раз воспроизводимых талантливыми авторами советского фарфора и фаянса 1950-1970 гг. Очень распространёнными сюжетами скульптуры малых форм были герои народных сказок, былин, басен и других литературных жанров, знакомых многим с детства, которые и сегодня дарят яркие впечатления, погружают в приятные воспоминания прошлого.
В фондах Таганрогского музея-заповедника также хранятся изделия из керамики, созданные по мотивам сюжетов литературных произведений. Обратимся к одному из самых популярных героев русских былин - легендарному Садко, чьё имя широко представлено в литературе, изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Многие скульпторы обращали своё внимание на этого героя русского народного эпоса. Таганрогский музей-заповедник в своём собрании хранит две фаянсовые статуэтки: «Садко с гуслями» и «Садко и золотая рыбка». (Новгородская обл., Бронница завод «Возрождение», 1960-е гг.). Они поступили в фонды ТГЛИАМЗ в дар от Заслуженного работника культуры Тартановой Светланы Петровны, которая проработала в нашем музее более полувека.
Автор форм этих статуэток - Тамара Александровна Гаврилова (1924-1998), новгородский скульптор, педагог, художник-фарфорист.
В керамических фигурках передается содержание былины, где в начале повествования Садко - бедный гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Почему-то его перестают звать на пиршества, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией сказочной: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Гусляр после наставления морского царя отправляется биться с купцами «о велик заклад», утверждая, что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с ним несколько купцов заложили свои лавки с товарами, а бедный Садко - свою голову. С помощью морского царя герой трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым купцом. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение и пойти в услужение морского царя. Садко пришлось преодолеть множество выпавших на его долю испытаний. Но он смог вырваться из плена морского владыки, спасти свою дружину, отказавшись от богатств морского повелителя.
Исполнение статуэток носит обобщенный характер, без детальной проработки пластических элементов; красочная палитра декорируется в несколько ярких цветовых пятен и линий с доминантой белого цвета, что подчеркивает конструкцию формы и белизну материала. Эти черты декоративного минимализма - «красота в простом» - характерны для различных жанров искусства конца 1950-1960-х гг. Но эмоционально образные черты, одухотворённость героя былинного эпоса вполне раскрыты. С представленной малой пластикой: «Садко с гуслями» и «Садко поймавшего чудо-рыбу» (ещё один из вариантов названия). перекликаются и другие работы Т.А. Гавриловой датируемые 1960-ми гг., вдохновлённые русской былиной. В 1975 году мастер создала традиционную для Бронницкого завода скульптуру «Садко» с росписью голубой солью и кобальтом. Она одна из авторов знаменитой «синей посуды».
Фарфоровые и фаянсовые изделия с изображением Садко изготавливались практически на всех крупных отечественных предприятиях советского периода. Статуэтки, посвященные былинному герою, создавали в СССР скульпторы Б.Быструшкин, В. Щербина, В. Никулин, В. Ширина, Н. Малышева и многие другие.
С этими и другими предметами малой пластики из собрания Таганрогского музея-заповедника все желающие могут ознакомиться в зале открытого хранения «Декоративно-прикладное искусство» (ул. Октябрьская,9).
Корж А.А., хранитель фондовой коллекции «Керамика»
«…оправдал свое существование холодильный шкаф. Мама и Спиро извлекли из его недр невероятное количество провизии: нашпигованные чесноком бараньи ноги, омары и приготовленные мамой особые слойки с острым тушеным мясом и прочими вкусностями.»
Д. Даррелл «Филе из палтуса»
Как же приятно в летний зной открыть холодильник и достать что-нибудь холодненькое, освежающее! В наше время наличием холодильника никого не удивишь. Он есть в каждом жилом помещении. И, кажется, что этот бытовой предмет существовал всегда. Но …
Для хранения скоропортящихся продуктов людям издавна служил ледник – специальное помещение, которое в конце зимы – начале весны заполняли льдом. Холод в нём держался все теплое время года. Если ледник был вырыт прямо в доме (погреб в подполье), в нем было удобно держать не только продуктовые запасы, но и готовые кушанья и напитки, подаваемые к столу охлажденными.
Но даже при наличии погреба-ледника в доме, сооружали ещё и вместительный отдельно стоящий ледник. Ледник в виде сруба был и на подворье зажиточного крестьянина, и во дворе городского частного дома, и в боярской усадьбе.
«По левой стороне двора, прямо напротив ворот, тянулся ряд служб; тут были конюшни, денники, сараи, ледник, погреб и несколько амбаров» (Н.С. Лесков роман «Некуда», 1864 г.).
Сруб-ледник. Фото из открытых источников
А вот в Китае для хранения продуктов использовали небольшую емкость размером с вазу. Туда клали лед, снег и еду. Такой мини-холодильник можно было подавать прямо к столу, что было очень удобно. Об этой выдумке китайцев написал в своей «Книге чудес света» итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254-1324), после путешествия в Китай в начале XIV века.
И только в 1803-м году миру был представлен первый холодильник, подобный тем, что мы знаем сейчас. Создал его британец Томас Мур, который занимался поставками сливочного масла. Масло за время долгой доставки портилось. Тогда Мур сконструировал стальной ящик с несколькими отделениями. Конструкция была сложная. Ящик приходилось заворачивать в кроличьи шкуры и класть в бадью со льдом. Лед клали и во внутрь емкости.
Начиная с XVIII-XIX вв. холодильники-ледники заняли достойное место в кухонных помещениях развитых европейских стран и домах состоятельных жителей больших российских городов.
Вот как описан холодильник–ледник в рассказе Джеральда Даррелла (1925-1995, английского натуралиста и писателя) «Филе из палтуса».
«Холодильный шкаф, о котором шла речь, был предметом маминой гордости и радости. В те дни ни один загородный особняк не мог похвастаться электричеством (…) Полагая, что жить без холодильника негигиенично, мама не слишком уверенно изобразила на бумаге конструкцию холодильного шкафа вроде тех, какие девочкой видела у себя дома в Индии. Вручив этот чертеж Спиро, она спросила, не возьмется ли он изготовить нечто подобное (…) Прошло две недели, и вот однажды утром на дорожке перед домом показалась запряженная четверкой лошадей широкая повозка, на которой восседали шестеро мужчин. За спиной у них громоздился холодильный шкаф длиной сто восемьдесят, шириной сто двадцать и высотой сто двадцать сантиметров. Сколоченный из дюймовых досок, он был обшит цинком, с опилками между обшивками и досками. Понадобился не один час, чтобы втащить его в кладовую (…) Время от времени Спиро привозил из города на своей машине мокрые глыбы льда, которыми мы начиняли шкаф, и это позволяло нам подолгу хранить масло, яйца и молоко.»
Простому по конструкции предмету, который «работал» без сложных механизмов и электричества, необходим был лед. Спрос рождает предложение! Бизнес по заготовке, хранению, транспортировке и продаже льда для квартирных холодильников-ледников в XIX веке приносил хороший доход.
Кухня. «Белая дача» А.П. Чехова. Ледник. Любительские фото
В экспозиции «Дома-музея А.П.Чехова в Ялте», известном, как «Белая дача», представлены посетителям два холодильника-ледника (однодверный и двухдверный), ровесники дачи (1898-1899 гг.). В книжках с пометками сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, есть записи о покупке льда с горы Ай-Петри, который раз в неделю привозили татары: «Лед таял, охлаждая продукты внизу. Воду сливали».
В фондах нашего музея тоже хранятся два двухкамерных аналогичных чеховским холодильника-ледника. Они были приобретены музеем у таганрожцев в 1976 и 1979 г.
Холодильник-ледник из фондов ТГЛИАМЗ
К сожалению, ни на наших холодильниках, ни на ялтинских нет никаких опознавательных знаков о месте производства, дате и о фирмах-производителях. Вероятно, они были изготовлены по заказу мастерами кустарным способом (как описано в юмористическом рассказе Д. Даррелла), которые часто копировали предметы известных европейских фирм.
Но есть холодильники-ледники, на которых сохранились шильдики (или шильды – информационные таблички, которые применялись для этикетирования товаров фирменного изготовления).
Фото из открытых источников
На фото магазина Д. Цвернера на Невском, 48 в С-Петербурге, на втором этаже среди большого количества товара в третьем окне слева хорошо просматривается однодверный холодильник-ледник.
В Москве приобрести холодильник-ледник в конце XIX века и до революции 1917 года можно было в «Торговом доме «Мюр и Мерилиз» на Петровке (здание ЦУМа). Эта торговая фирма, созданная шотландцами в 1857 году, имела большой ассортимент товаров, кроме продуктов питания. Фирма продавала товары оптом, в розницу и с доставкой во все города России. (Аналог современного интернет-магазина!)
Чехов был постоянным покупателем магазина «Мюр и Мерилиз, муж его двоюродной сестры служил там приказчиком. Антон Павлович Чехов писал из Ялты: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров. (…) Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку».
Заказывал ли Антон Павлович у «Мерилиз» холодильник-ледник для собственных бытовых нужд нам не известно. Но любые свидетельства о жизни нашего великого земляка для нас поистине бесценны, а тем более вещи и предметы, которыми пользовался знаменитый писатель.
Холодильник - это поистине царь бытовой техники, генератор льда, кладовая вкусностей, предмет интерьера и источник хорошего настроения!
Мартиросова С.Ю. хранитель фондовой коллекции «Дерево»
Война! война!
При сем имени сердце чувствительное содрогнется!
Величайшее зло из всех зол земных!
Зачем воюют и проливают кровь?
Гоняются за славой, за пустой славой.
Самый невыгодный мир лучше
самой выгодной, славной войны»
Николай Тургенев, 1807 г.
Дневник.
1 августа - День памяти погибших в Первой мировой войне - отмечается в России ежегодно с 2013 года. Эта памятная дата была учреждена в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны.
В этот день в 1914 году Германия объявила войну России. В 2024 г. исполняется 110 лет со дня начала этого трагического события, повлекшего за собой миллионы смертей и гибель четырех империй. Мир изменялся! Рухнули все принципы и ориентиры жизни! Начался новый этап в истории человечества.
Первая мировая война 1914-1918 годов – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. За четыре года военных действий на полях сражений погибло более 10 миллионов солдат, было убито около 12 миллионов мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены.
Для России эта война оказалась роковой. Страна была ввергнута в пучину революции и Гражданской войны, разрушивших веками складывавшийся уклад жизни, расколовших все российское общество на два непримиримых враждующих лагеря. Воспринимавшаяся в начале как Великая война, как война «За веру, Царя и Отечество», получившая название «Второй Отечественной войны», после Октябрьской революции стала рассматриваться как империалистическая, а подвиг русских солдат и офицеров усилиями советских пропагандистов был практически забыт!
Сегодня окончательно утрачено определение событий лета 1914 г. как начала новой, второй в истории России Отечественной войны, и нам теперь привычнее название «Первая мировая война». При этом все последовавшие за ней трагические перипетии нашей истории: Гражданская война, становление советской власти и Советского государства, сталинский Великий перелом, репрессии, ужасы нацистской агрессии и Победа в Великой Отечественной войне, расцвет и могущество Советского Союза, развал СССР и становление Новой России, практически полностью затмили собой историю далекого военного конфликта. Это нашло свое отражение и в весьма скудном пополнение музейных коллекций раритетами и артефактами, связанными с событиями Первой мировой войны.
Однако музейные сотрудники, даже вопреки идеологии советского времени, по крупицам собирали все то, что могло оставить и в последствии воскресить в людской памяти события того времени, не дав забыть новым поколениям россиян своих предков, героически сражавшихся и отстаивавших независимость нашей страны.
В фонде фотописьменных источников музея-заповедника хранится несколько десятков музейных предметов, касающихся истории Первой мировой войны: полковые записки, фотографии с театра военных действий, почтовые открытки того времени.
Фотографии. Кавказский фронт. 1915 год. Фотографии были переданы в музей участницей Первой мировой войны таганроженкой Покатиловой Марией Самойловной (1884-1968), служившей фельдшером в военно-полевом госпитале Союза городов на Кавказском фронте.
1. Группа медицинского персонала в Ольте. Вторая справа Покатилова М.С.
2.Штаб корпуса.
3. Пленные турки
4.Похороны доктора Балашевича.
5.Позиционный ишачий транспорт.
6.Вернувшиеся беженцы.
7.Проводка полевого телефона.
8.Осмотр турецкого оружия.
9.Командир корпуса генерал М.А.Пржевальский вручает награды сибирским казакам.
10.Отъезд генерала М.А.Пржевальского
11.Приамурский Красный Крест.
12.Встреча новобранцев.
13.Погибший летчик Кутовой. Единственный самолет на Турецком фронте.
14.Братская могила под Сарыкомышлем.
Из серии открыток «Подписывайтесь на военный заем» Изд.: Управление по делам мелкого кредита, 1916.
1.Открытое письмо. Военный 5 ½ % заем.
Текст на обратной стороне: «Беззаветно своей грудью солдат отражает на фронте вражеский натиск. Примите же и Вы участие в общей борьбе - подпишитесь на военный заем!»
2. Открытое письмо. Подписывайтесь на военный 5 ½ % заем, чем больше денег тем больше снарядов!
Текст на обратной стороне: «Братья и сестры! Помогите нам, солдатам, защищать вас от вражеских полчищ!» Покупайте военный заем!»
3.Открытое письмо. Все для победы! Подписывайтесь на военный 5½ % заем.
Текст на обратной стороне: «Без победы не может быть мира! Наш долг – ускорить победу. Чем больше будет денег - тем больше будет и снарядов! Спешите же купить военный заем».
4. Открытое письмо. Кто подпишется на военный 5½ % займ тот поможет нашим героям уничтожать врагов.
Текст на обратной стороне: «Подпишитесь же на военный заем! Это наиболее легкий долг перед Родиной: Вы только на время ссудите ей Ваши сбережения на выгодных для себя условиях».
5. Открытое письмо. Все для войны! Подписывайтесь на 5½ % военный заем
Текст на обратной стороне: «Каждая облигация займа в 100 рублей – это три выстрела шрапнели. Пусть же Вашими шрапнелями наша армия засыплет сидящих в окопах германцев».
6. Открытое письмо. 5½ % военный заем. Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам.
Текст на обратной стороне: «Враг еще силен – надо увеличить количество снарядов, ружей, пулеметов и пушек. Помогите Государству обеспечить армию всем необходимым. Покупайте военный заем».
7. Открытое письмо. Спешите купить! 5½ % военный заем, чтобы преодолеть все преграды.
Текст на обратной стороне: «Каждый билет военного займа, купленный Вами – это еще один удар по врагу. Приобретайте же билеты займа, наносите удар за ударом вражеским полкам».
8. Открытое письмо. Наши города, села и храмы ждут освобождения от вражеского нашествия. Помогайте армии в ее великом деле и подписывайтесь на военный 5½ % заем.
Текст на обратной стороне: «Настоящая война - война народная. Военный заем тоже должен быть народным делом и каждый из нас должен принять в нем участие в той мере в какой может.»
9. Открытое письмо. Все должны помогать нашим славным войскам и кто может должен подписаться на 5 ½ % военный заем
Текст на обратной стороне: «Стыдно – тратить деньги на свои прихоти, когда армия требует громадного количества снарядов для защиты Родины! Отнесите же ваши деньги в банк – для обращения их в военный заем.»
Сатирические открытки периода Первой мировой войны.
В коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ хранится скульптурное изображение птицы «Фазан на охоте». Предмет поступил в музей, как дар, в июле 1981 года, от гражданина Подсолихина А.С.
Скульптурная композиция чугунная, литая, внушительных размеров (30 х 70 см) представляет собой фазана на полянке и помещена на деревянный овальный подиум. Детально проработаны оперенье крыльев, хвоста. Крылья птицы подняты, голова её повёрнута вправо и устремлена к траве, в которой узнаваемы листья папоротника и цветы. Своим клювом фазан намеревается схватить улитку, мечтательно ползающую в траве.
Скульптурная композиция выполнена в конце XIX века. Внизу на металле виден оттиск известной фамилии «1862. P.COMOLERA.»
Этот оттиск заставляет обратиться к истории известного в своё время французского скульптора – анималиста Поля Комолера (Paul Comolera, 1818-1897).
Он был учеником Франсуа Рюда (François Rude), знаменитого французского скульптора первой половины XIX века. Среди его известных произведений - рельеф «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза») для Триумфальной арки на площади Звезды в Париже.
Учеником Поля Комолера был Пьер Жюль Муанье (Jules Moigniez) (1835 – 1894) - известный французский скульптор анималист, изображавший птиц в бронзе. Поль Комолера и привил Жюлю любовь к птицам. В помощь начинающему скульптору отец купил литейную мастерскую. Местом экспонирования был Парижский Салон, где Муанье активно выставлял свою скульптуру. Его бронзовые анималистические птицы и охотничьи собаки были популярны в Британии и в США. Особенностью почерка мастера была реалистичность постамента, который органично включал природный план в композиции с животным. Таким образом, имитировалась естественная среда обитания. Высокая детализация, великолепная выделка бронзы определяла успех мастера. В 1894 году скульптор Жюль Муанье, свёл счёты с жизнью, оставив богатое художественное наследие.
Скульптура «Фазан», бронза, литье, чеканка, патинирование;
высота 55 см. Франция, конец XIX века, по модели начала 1860-х годов
Автор модели: Пьер Жюля Муанье (Pier Jules Moigniez, 1835-1894).
Композиция «Золотой фазан».
Изготовлена и отлита по модели известного французского анималиста Пьера Жюля Муанье. Высота 51,5 см.
Модель 1860 г. Отливка начала ХХ в
До сих пор коллекционеры стремятся заполучить скульптуру, на которой стоит клеймо «Муанье от Муанье».
В 1846 году на Парижском Салоне его учитель Поль Комолера, работающий в жанре анималистки, изображая в основном, птиц, дебютировал с работой «Золотой фазан». Самые известные работы автора: «Пробуждение Галлии», «Кричащий Галльский петух». В основном работы отливались в бронзе, но известны и фаянсовые экземпляры. Скульптуры автора продавали на аукционах Sotheby's и Christie's. Каждая работа художника представляет антикварную и коллекционную ценность.
Возвращаясь к скульптурной композиции «Фазан на охоте» из коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ, нужно вспомнить о том, что эта работа выполнена не из бронзы, а из чугуна, а, возможно, даже из крашенного шпиатра (сплав, применявшийся в художественной промышленности XIX — первой трети ХХ вв. качестве заменителя бронзы. Главное отличие шпиатра от бронзы — наличие в сплаве цинка, никеля).
Произведения французских мастеров способствовали распространению бронзовой анималистики в России. Возможно, фазан из коллекции музея-заповедника является копией одной из работ Поля Комолера, выполненной по его модели.
Тем более, что в 2011 г. была опубликована статья Доди Йордана Сембиринг Мелиала о Национальном архиве в Джакарте, в Индонезии, в здании которого находится государственный музей в Джакарте, в котором много важных исторических документов. Здание, бывшее частной резиденцией конца 18 века генерал-губернатора Рейнье де Клерка, является частью культурного наследия Джакарты.
Здание Национального архива в Джакарте. Индонезия.
На одном из фото музейных экспонатов этого музея изображён фазан, аналогичный нашему «Фазану на охоте» с той же улиткой, с той же композицией, с тем же оттиском года и фамилии «1862. P.Сomolerа.» на основании, но отлитого из бронзы.
А, вдруг, это и есть тот самый «Золотой фазан», - дебютная работа Поля Комолера 1846 года ?
Хранитель музейных предметов коллекции «Металл» ТГЛИАМЗ
Герасименко М.В.
«И когда подходил к концу день Пятидесятницы,
были они все вместе.
И вдруг раздался с неба шум,
как бы от несущегося сильного ветра,
наполнил весь дом, где они находились,
и явились им разделяющиеся языки,
как бы огненные, и почили
по одному на каждом из них»
(Деян. 2:1-3)
Икона Святой Троицы – воплощение символа Православной веры, богословское понимание одного из важнейших праздников нашей Церкви, который посвящен воспоминанию Сошествия Святого Духа на апостолов.
Передача троичного догмата художественными средствами берет свое начало еще в древнерусском иконописном искусстве. Икона, которой на Руси определяется сам праздник Святой Троицы, одна – на ней Бог Троица предстает в виде трех Ангелов. При упоминании троичного догмата визуализируется главный его образ – Ветхозаветная «Троица» Андрея Рублева. Но помимо каноничных православных иконописных изображений, существуют и нетривиальные образы Святой Троицы – Новозаветные (имеющие греческое происхождение) на которых Бог Отец изображается в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Такие образы в отечественном иконописном искусстве не столь распространены, так как в русском православии изображения Бога Отца запрещены, они являются не каноничными и противоречащими богословию иконописи: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18). В 43-й главе деяний Большого Московского собора (1666-1667 гг.), которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое обоснование: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении».
Однако, несмотря на запрет, иконы Новозаветной Троицы не только создавались, но и помещались в иконостасы центральных соборов страны, среди них Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
В коллекции «Иконопись» Таганрогского музея-заповедника хранится икона Новозаветной Троицы тип «Сопрестолие» (конец ХIХ в.), на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Сын в виде мужа, восседающего по правую руку от Него; Святой Дух в виде голубя.
Фото 1,2. Икона «Святая Троица» тип «Сопрестолие» в киоте и раме из золотистой фольги с подсвечниками и бумажными цветами, дерево, масло, 71 х 61 см
ТМЧ КП-19713, И-111
Основа такой иконографии – единосущность – учение о том, что сущность в Отце, в Сыне и в Св. Духе одна и та же, а не просто одинаковая. Композиция иконы сложная, аллегоричная, с множеством символов и изречений, построенная по принципу круга, символизирующего совершенство и вечность. Сидящие на фоне облачного неба Христос и Бог Отец облачены, согласно тексту псалма, в яркие хитоны и гиматии (Гима́тий (гиматион) (др.-греч. ἱμάτιον — ткань, накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона).
У Бога Отца Саваофа треугольный нимб над головой, который символизирует полную гармонию и единение. Правая рука Саваофа поднята в благословляющем жесте, левой рукой он придерживает круглую державу и скипетр. Христос в правой руке держит крест – высший символ Божией любви и прощения. Святое Евангелие, которое Христос держит в левой руке, – Благая Весть всему миру.
При создании иконы «Сопрестолие» художник использовал одно из самых выразительных живописных средств – яркую цветовая гамму. Голубой фон символизирует небеса, охра (близкая по спектру к золотому) – божественный свет, алый – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Зеленый цвет олицетворяет вечную жизнь, вечное цветение, это символ Святого Духа природный, живой. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость.
Икона «Сопрестолие» представляет собой сложное и необычное произведение искусства. Такой тип икон не распространен на территории нашей страны, но все же является частью православной культуры и истории.
По легенде из истории появления данного предмета в фондах музея-заповедника, данная икона принадлежала первому историку г. Таганрога – П.П. Филевскому.
Клименко Е.И., хранитель фондовой коллекции «Иконопись»
Последним ароматом чаши —Лишь тенью тени мы живем,
И в страхе думаем о том,
Чем будут жить потомки наши.
Д. Мережковский, 1894 г.
В археологической коллекции Таганрогского музея-заповедника хранится краснолаковая чаша на ножке, происходящая из раскопок 1956 года некрополя Танаиса. Изготовлена она из тонко отмученной глины оранжевого цвета, изнутри и снаружи покрыта оранжево-красным лаком. Тулово украшено рельефными изображениями гирлянд с бантами и фигурами стоящих птиц, скорее всего фламинго. Ножка чаши тонко профилирована. Время производства – I век нашей эры.
Фото 1. Чаша краснолаковая из собрания ТГЛИАМЗ.
Типологически чаша относится к группе столовой керамики римского времени с общепринятым названием «terra sigillata», что переводится как «запечатанная земля» в значении «глина с маленькими отпечатанными изображениями». Как археологический термин terra sigillata относится, главным образом, к определенному типу краснолаковой столовой керамики, украшенной рельефными изображениями. Наибольшую известность получили изделия гончарных мастерских итальянского города Ареццо (аретинская керамика). Центры производства керамики terra sigillata существовали и в восточной части Римской империи на территории Малой Азии. Время распространения керамики этого типа II в. до н.э. – I в.н.э.
Фото 2. Краснолаковая чаша terra sigilata из собрания Государственного Эрмитажа. Номер ГК 35634793
Керамика terra sigillata имеет глянцевую поверхность от бледно-оранжевого до ярко-красного цвета. Стандартные формы и размеры найденных сосудов позволяют говорить о промышленных масштабах производства.
Сосуды открытого вида, декорированные рельефными изображениями, изготавливались при помощи керамических форм, внутренние поверхности которых были украшены штампами из обожженной глины. Сформированная таким образом чаша в процессе высыхания давала усадку и легко извлекалась из формы. Для украшения сосудов закрытого вида иногда использовались техники барботина (тип накладного рельефа) и аппликации.
Фото 3. Форма для изготовления чаши terra sigillata. Фото из открытых источников.
Арретинская посуда, несмотря на свой очень характерный внешний вид, была неотъемлемой частью более широкой картины изящных керамических столовых приборов в греко-римском мире. За столетия до появления итальянской terra sigillata, в III-I вв. до н.э. в городе Мегара (в 42 километрах к западу от Афин), а затем и в других областях Восточного Средиземноморья, производились знаменитые мегарские чаши. Они имели полусферическую форму и тоже изготавливались путём оттиска в керамической или гипсовой форме с награвированным декором. Таким образом, мегарские чаши, а также металлические сосуды с рельефными изображениями были своеобразным источником вдохновения для создателей арретинской керамики.
Фото 4. Мегарская чаша. Фото из открытых источников.
Судя по составу и характеру красного лака, покрывающего чашу из собрания ТГЛИАМЗ, этот сосуд следует отнести к изделиям малоазийских керамических мастерских, но он несомненно является подражанием италийским образцам арретинской керамики. Нет никакого сомнения в том, что форма этих чаш воспроизводит форму металлических сосудов; профилировка ножки нашей чаши особенно ясно это демонстрирует. Ряд аналогий нашей чаше мы находим среди металлических сосудов знаменитого Гильдесгеймского клада (для справки - клад из 69 изделий из серебра (сосудов, тарелок и иных предметов для еды, питья и другого назначения), найденный 17 октября 1868 года в немецком городе Гильдесгейм. Найденные сокровища считаются крупнейшей коллекцией римского серебра, когда-либо найденного за пределами границ Римской империи).
Находки подобных образцов римского керамического импорта в Приазовье очень редки, что увеличивает их культурную ценность для собрания любого музея.
Уникальная возможность увидеть краснолаковую чашу из археологической коллекции ТГЛИАМЗ есть у посетителей выставки «Сыны Эллады на берегах Меотиды» в Историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).
Олих О.Г., хранитель музейных предметов
коллекции «Археологические памятники»
«Победа! Это величайшее счастье для солдата –
сознание того, что ты помог своему народу победить врага,
отстоять свободу Родины, вернуть ей мир.
Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг,
долг тяжкий и благородный,
выше которого нет ничего на земле!»
К. Рокоссовский
Сегодня в день 79-ой годовщины Великой Победы, в рамках Всенародной акции «Бессмертный полк» я хочу рассказать о своем отце – участнике Великой Отечественной войны Бердышеве Борисе Евгеньевиче.
Отец родился в 1909 году в г. Данилов Ярославской области. Был активным комсомольцем, участвовал в строительстве города Комсомольск-на-Амуре, попал в жернова сталинских репрессий, был осужден, и волею судьбы, перед началом войны оказался в Таганроге. Эти годы его жизни отдельная история. Но сейчас о войне…
Отец был артиллеристом, наводчиком орудия 5 батареи 915 ордена Красного Знамени артполка 346-й Дебальцевской стрелковой дивизии, участвовавшей в освобождении Крыма.
Для справки.
«В результате Мелитопольской (26 сентября — 5 ноября 1943 года) и Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 ноября 1943 года) советские войска прорвали укрепления Перекопского вала на Перекопском перешейке, захватили плацдармы на южном берегу Сиваша (Сива́ш, или Гнило́е мо́ре - залив в Крыму, расположенный на севере полуострова. Он отделен от Азовского моря длинной косой, называемой Арабатской стрелкой. Площадь Сиваша составляет около 2500 км². С севера на юг он простирается на 120 км, а с запада на восток — на 160 км) и на Керченском полуострове, но освободить Крым сразу же не удалось — не было достаточно сил. На полуострове продолжала оставаться крупная группировка немецких войск, опиравшаяся на глубоко эшелонированные оборонительные позиции. На Перекопском перешейке и против плацдарма на Сиваше оборона противника состояла из трех, а на Керченском полуострове — из четырёх полос».
За участие в этих боях отец получил свою первую боевую награду. Остались его воспоминания об этих событиях. А благодаря сайту «Память народа», и в первую очередь сотрудникам архивов, оцифровавших миллионы личных документов участников войны, появилась возможность познакомиться и с официальными документами.
Вот строки из его наградного листа. «3 ноября 1943 года рядовой Бердышев вместе со всеми расчетами перетащил на руках в Крым через холодное гнилое море свое орудие. Многократные штурмовые атаки авиации противника не ослабили темпы работы по переброске орудий, т. Бердышев личным проявлением мужества и отваги увлекал остальной расчет на быстрейшую переправу своего орудия. Утомленный тяжелым трудом переправы, прозябший и по грудь в холодной воде, т. Бердышев вместе со своим боевым расчетом тянул на руках орудие дальше по крымской земле в боевые порядки пехоты. 4 ноября 1943 г. противник предпринял 4 ожесточенные контратаки крупными и превосходящими численно во много раз силами пехоты при активной поддержке танков. Стараясь во что бы то ни стало выбить наши части с важного крымского плацдарма, т. Бердышев прямой наводкой геройски громил живую силу и технику врага. Массированный огонь артиллерии и пулеметов не ослабили точность наводки и темпа стрельбы орудия т. Бердышева. т. Бердышев своим орудием только в одном бою уничтожил до 100 солдат, 2 пульточки, одно орудие и подбил один средний танк противника, прорвавшиеся через боевые порядки нашей пехоты. Все контратаки противника были успешно отбиты с большими для него потерями.
За мужество и отвагу проявленную при переправе орудия через Сиваш, за исключительную стойкость и героизм, проявленные при отражении вражеских контратак представляю т. Бердышева к награде присвоению звания Героя Советского Союза. Командир полка подполковник Веревкин. Достоин к награде присвоения звания «Героя Советского Союза» командующий артиллерийской 346 Дебальцевской с. д. полковник Почиталов. 9.XI.43 г.».
Мой папа так и не узнал, что был представлен к высшей награде. Очевидно, на войне такое бывает.
За участие в этой операции лично командующим фронтом отец был награжден орденом Отечественной войны I степени, об этом он написал в своих воспоминаниях. И вот, спустя годы, этот наградной лист на своего деда его внуки нашли на сайте «Память народа».
Закончил войну отец в Пруссии. Кроме ордена Отечественной войны I степени был награжден 2-мя орденами Славы, орденом Красной Звезды, 2-мя медалями За отвагу, и др.
Война своим огненным крылом коснулась почти каждой семьи в нашей стране. Кто-то погиб, кто-то выжил, но это они подарили нам жизнь, и память о них останется в наших сердцах, также как память и благодарность к тем, кто сегодня на передовой защищает будущее России. Наш «Бессмертный полк» - это наша память о войне.
«Память о войне… Ее не сотрешь годами… Она вечна.
И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами.
А значит, жива связь поколений.
А значит жива Россия!!!».
Сидорова И.Б., хранитель музейных предметов
коллекции «Фотописьменные источники»
23 апреля, каждый год, вся планета отмечает Всемирный День книги. Праздник этот пришел к нам из Испании, придумали его еще в 1923 году каталонские книготорговцы. А дата была выбрана потому, что это день памяти великих писателей Вильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса. Постепенно традиция распространилась в других странах.
Праздник был официально утвержден Юнеско в 1996 году.
В этот день можно поздравить не только писателей и поэтов. Но и книжных иллюстраторов, переводчиков, издателей, библиотекарей, продавцов книжных магазинов. Вообще всех, чья жизнь и работа немыслима без книг, то есть и нас — музейщиков. Музейные сотрудники исследуют старинные издания, раскрывая их загадки; ищут в мемуарах информацию, подтверждающую их теории. И сами пишут книги.
В фонде «Редкая книга», в научной библиотеке таганрогского государственного музея-заповедника хранятся десятки тысяч книг — от прижизненных изданий А.П. Чехова до сборников современных таганрогских поэтов, от инкунабул ХVI до новейших справочников по живописи и архитектуре.
А одно из главных сокровищ Таганрогского музея-заповедника - Личная библиотека А.П. Чехова. Наш земляк передал родному городу большую часть своего уникального собрания — около 700 книг. Это книги, которые ему дарили друзья, которые он отыскивал в лавках букинистов и на книжных развалах и, конечно же, очень дорожил ими.
Ценность этого коллекции не только в том, что она принадлежала одному из величайших писателей мира. Она имеет огромное историческое значение. Это своего рода срез «культурного слоя» ХIХ века. Романы и опубликованные отчеты научных экспедиций, труды по медицине и метеорологии, сборники стихов и речей известных адвокатов о громких делах, критические статьи и сказки. Все то, о чем говорили современники Чехова в гостиных, клубах, студенческих аудиториях и детских.
Одни авторы, как и Антон Павлович, творили с подростковых лет, другие начали писать под влиянием обстоятельств. И их книг вполне могло не быть.
Например, князь Василий Алексеевич Долгоруков (1845 — 1912) вряд ли собирался становиться литератором. В 1857 году он был зачислен в Морской кадетский корпус. Здесь, как и в чеховской гимназии, и многих других учебных заведениях того времени был свой рукописный журнал. Будущие моряки составили «Литературный сборник произведений русского юношества с карикатурами 1860-1861 года», в котором участвовал Всеволод. По распоряжению начальства тираж был уничтожен.
Всеволод, имея хорошие способности, учился слабо. В 1863 году не выдержал экзамен на производство в гардемарины. Был направлен в Кронштадт юнкером на корвет с предоставлением права на повторный экзамен. Вскоре подал прошение об увольнении со службы.
Не имея средств к существованию, с 1867 года князь Долгоруков принимал участие в аферах. В 1870 году он был приговорен к лишению особенных прав и преимуществ. Будучи приписанным к мещанскому сословию, продолжал использовать княжеский титул.
В 1877 году Долгорукова привлекли к суду в связи с громким делом Клуба червонных валетов (48 обвиняемых, 56 преступлений). Живя в Москве, он выдавал себя за племянника московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова: заключал сделки, брал займы, выдавал векселя, по которым платить был не в состоянии, выманивал под видом покупки в кредит движимое имущество.
Долгоруков был приговорен к ссылке в Томскую губернию. В Томске состоял частным поверенным при Окружном суде.
Начал печататься в томской, а также московской и петербургской периодике. В 1899 - 1910 годах — редактор ряда газет и журналов: «Дорожник по Сибири и Азиатской России», «Сибирский наблюдатель», «Сибирские отголоски» и др. Автор сборников стихов «Северянин. Восточные сказания» (1908) и «Стихотворения» (1912), пьесы «В водовороте».
В год поездки А.П. Чехова по Сибири В.А. Долгоруков сотрудничал в газете «Сибирский вестник». Он помещал в этом издании стихи, рассказы, очерки. Вел рубрики «Фельетон «Сибирского вестника» и «Литературная беседа». В первой рассматривал события из жизни Российской империи, во второй давал обзор журналов «Вестник Европы», «Русская старина и др. Просматривая центральные издания, Долгоруков имел возможность познакомиться с творчеством А.П. Чехова.
Свои публикации он подписывал псевдонимом «Всеволод Сибирский».
17 января 1890 года на 1-й странице «Сибирского вестника» было помещено объявление о выходе из печати книги «Не от скуки! Стихотворения Всеволода Сибирского». В нее были включены 193 стихотворения. Произведения, входящие в сборник, ранее были опубликованы в периодической печати. Книга была напечатана на простой и на веленевой бумаге. Дорогие экземпляры быстро раскупили.
Знакомый А.П. Чехова И.Я. Шмидт вспоминал: «Пришел к Чехову плотный мужчина большого роста с густыми волосами до плеч и протодиаконским басом. Он поднес А.П., а заодно и мне по тому своих стихотворений и пригласил нас к обеду. <...> Долгоруков жил в большом, богато обставленном особняке. Сервировка стола и обед были изысканны».
24 мая 1890 года Чехов писал Долгорукову: «Почитываю Ваши стихи. У Вас хорошая душа и стихом владеете, но язык недостаточно прост, надо воли себе давать больше». Чехов поручил Долгорукову продать свой тарантас. 21 мая 1892 года Всеволод Алексеевич послал ему 80 рублей и письмо, в котором сообщал: «Книжку Ваших рассказов получил и приношу благодарность за память».
Чехова не могла не заинтересовать судьба столь яркой личности — бывшего аванюриста, который не пропал в сибирской ссылке от безденежья и тоски по родине (о таких случаях писатель рассказывал), а нашел цель в жизни, и не только обеспечил себе комфортную жизнь, но завоевал уважение и признание сограждан. А спасла его любовь к литературе и творчество.
Книга, подаренная Чехову Долгоруковым, поступила в 1895 году в Таганрогскую библиотеку. Запись об этом была сделана 30 ноября библиотекарем А. Норовой.
Сегодня этот сборник можно увидеть в экспозиции Литературного музея А.П. Чехова.
Хочется пожелать всем таганрожцам в День книги: почаще брать в руки книгу, бумажную или электронную. Не только «по работе» или по заданию учителя, а потому, что это интересно. А когда вам что-то интересно — вы по-настоящему живете!